Аналитическое исследование фактической обеспеченности бюджетных учреждений специалистами в области государственной кадастровой оценки

Мокрушин Олег Владимирович

Мельдебеков Искандер Булатович

Данное исследование отражает исключительно мнение его авторов и основывается на данные, актуальные по состоянию на декабрь месяц 2020 года.

При проведении исследования была собрана информация от бюджетных учреждений о штатной численности и количестве сотрудников, непосредственно участвующих в определении кадастровой стоимости.

По всем субъектам РФ был проведен мониторинг принятых решений о проведении ГКО в период с 2018 по 2020[1] годы. В результате анализа установлено, что в указанный период кадастровая оценка земельных участков не проводится 3-мя субъектами – это Курганская область, Ростовская область и Республика Крым.

Оценку объектов капитального строительства не проводят 25 субъектов: Республика Адыгея, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика-Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Чеченская Республика, Красноярский край, Амурская область, Архангельская область, Брянская область, Ивановская область, Иркутская область, Ленинградская область, Липецкая область, Мурманская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Ростовская область, Самарская область, Тверская область, Ульяновская область, Забайкальский край.

Наибольшее количество земельных участков, кадастровая стоимость которых определяется в соответствии с 237-ФЗ выявлено в Краснодарском крае и Московской области – 2,6 млн и 3,8 млн объектов соответственно. Ленинградская область с 1,3 млн объектов на 9-й строчке, впереди оказались Башкортостан (1,8 млн), Татарстан (1,7 млн), Брянская и Нижегородская область (по 1,6 млн), Самарская и Свердловская области (по 1,3 млн).

Лидерами по количеству оцененных ОКСов ожидаемо оказалась Московская область и Москва с 8,3 и 6,5 млн объектов, а на третьем месте – Свердловская область, в которой оценивается 3,2 млн объектов. Санкт-Петербург с 2,8 млн. объектов занял 6-е место, уступив Краснодарскому краю и Кемеровской области.

По сумме оцениваемых объектов первая пятерка распределилась следующим образом:

1 место – Московская область – 12,2 мл. объектов

2 место – Москва, 6,8 млн объектов;

3 место – Краснодарский край, 5,6 млн объектов;

4 место – Свердловская область, 4,5 млн объектов;

5 место – Республика Башкортостан, 4,4 млн объектов.

Вторым параметром исследования явилась численность сотрудников, задействованных в процессах определения кадастровой стоимости. Такие сведения были предоставлены самими бюджетными учреждениями и в ряде случаев могут не отражать фактического положения вещей.

Анализ полученных данных показывает, что самым большим штатом специалистов обладает ГБУ города Санкт-Петербурга, в количестве 54 человека. За ним следует Волгоградская область, где трудятся 48 оценщиков, а Москва с 47-ю сотрудниками лишь на 3-м месте. 4-ю строчку занимает ГБУ Свердловской области с 46 оценщиками, а 5-е место досталось Тульской области. Московская область отстает от Тульской на 4 человека.

Общее количество объектов недвижимости, в отношении которых определяется кадастровая стоимость составило 128,9 млн, а общая численность кадастровых оценщиков – 1 487 человек.

Количество сотрудников, задействованных в процессах кадастровой оценки, находится в прямой зависимости от количества оцениваемых объектов. Данный факт наглядно демонстрируется соответствующим графиком:

На графике видно, что разброс числа сотрудников, обслуживающих одно и то же количество объектов весьма высок. К примеру, порядка 3-х млн объектов в Воронежской области оценивают 12 человек, а в Санкт-Петербурге – 48. Это связано как с качеством предоставленной информации, так и со сложностью состава объектов оценки. Немаловажную роль играет также и профессионализм специалистов, задействованных в процессе ГКО. По тем же самым причинам, в одних субъектах 19 человек обслуживают 621 тыс. объектов, в других – 23 оценщиков хватает на 4,4 млн объектов.

Несмотря на столь разрозненные данные, общие тенденции трехлетнего периода применения ФЗ-237 уже наметились. И по этим данным можно судить об эффективности работы бюджетного учреждения.

Не вызывает сомнений тот факт, что чем большее количество объектов недвижимости приходится на одного специалиста (так же по тексту – нагрузка на оценщика), тем эффективнее работает бюджетное учреждение. Бесспорным лидером по эффективности является Калужская область, где на одного оценщика приходится более 413 тыс. объектов недвижимости. Далее следует Челябинская область с показателем 384 тыс. объектов/чел и Нижегородская область – 340 тыс.об./чел.

В конце списка с показателем менее 20 тыс.об./чел оказались учреждения регионов с малым количеством объектов и большой территорией, такие как Ненецкий и Чукотский АО, а также регионы, решившиеся проводить оценку лишь самых немногочисленных категорий земель. Эти регионы могут исказить статистику, поэтому были исключены из дальнейшего анализа.

Авторы исследования допускают, что некоторыми учреждениями могли быть представлены недостоверные сведения о фактической численности сотрудников, занятых в определении кадастровой стоимости, поэтому из дальнейшего анализа также были исключены экстремальные показатели более 300 тыс.об./чел. Все полученные данные о нагрузке на оценщика по субъектам представлены в виде диаграммы гамма-распределения:

Наиболее часто встречающиеся значения находятся в пределах от 46 до 113 тыс.об./чел. В этот диапазон попадают 42 из 68 субъектов. При этом, среднее арифметическое значение показателя по всем учреждениям составляет 90,81 тыс.об./чел.

Средневзвешенное значение показателя нагрузки на одного оценщика, означающее количество объектов, приходящееся на одного кадастрового оценщика в России составляет 92,6 тыс.об/чел.

Однако, данный показатель является среднероссийским. Как было ранее отмечено, нагрузка на оценщика в различных регионах неодинакова. Это, безусловно, связано с масштабом субъекта, численностью его населения. По данному признаку все субъекты можно разделить на малые с численностью менее 1 млн.чел, средние – от 1 до 2 млн.чел, крупные – от 2 до 5 млн.чел. и огромные – более 5 млн.чел.

Для каждой группы субъектов в выборке был рассчитан средневзвешенный показатель нагрузки на одного оценщика. Результат расчета представлен ниже:

Численность населения в субъекте, млн.чел Средневзвешенный показатель нагрузки на одного оценщика, тыс.об./чел. Количество субъектов выборке
менее 1 54,83 24
от 1 до 2 82,56 25
от 2 до 5 98,2 15
более 5 160,63 4

В малочисленных регионах нагрузка на оценщика в 3 раза ниже, чем в многомиллионных субъектах. Это объясняется тем, что бюджетное учреждение обязано проводить целый ряд процедур, установленных законом. Это и сбор необходимых сведений для проведения ГКО, и построение моделей определения стоимости и прочие действия, не связанные с количеством объектов недвижимости.

Для выявления минимально возможной нагрузки на оценщика, которая позволит учреждению эффективно выполнять свои функции рассмотрено распределение данного параметра в малых регионах, численностью менее 1 млн.чел:

Наибольшее число малых субъектов (58%) обладают нагрузкой на оценщика в размере от 30 до 55 тыс.об./чел. Среднее значение данного интервала – 45 тыс.об./чел.

Результатом данного исследования являются рекомендации для бюджетных учреждений при формировании их штатной численности, а также исходных данных для анализа эффективности работы сотрудников.

В соответствии с представленными сведениями, на данный момент можно с уверенностью утверждать, что среднероссийский показатель нагрузки на оценщика находится в пределах от 46 до 113 тыс. об./чел. Превышение фактических показателей нагрузки над указанным диапазоном может свидетельствовать либо о большом масштабе региона, либо о необходимости расширения штата сотрудников.

При формировании штатной численности бюджетного учреждения необходимо учитывать, что минимальная нагрузка на одного оценщика должна составлять не менее 45 тыс.об./чел. Исключениями из данного правила могут быть Ненецкий и Чукотский АО, Магаданская область и Республика Калмыкия, для которых в силу малочисленности населения и значительных территорий данный показатель может быть намного ниже.

В ближайшие годы, при внедрении новых средств автоматизации процесса ГКО, а также повышения квалификации сотрудников ГБУ, данные показатели, несомненно, потребуют пересмотра в сторону их увеличения.

Приложение: Исходные данные для проведения исследования.

Сведения о численности работников бюджетного учреждения и количестве объектов недвижимости, в отношении которых проводятся работы в период с 2018 по 2021 годы

Субъект РФ Число работников Земельные участки, тыс.: Объекты капитального строительства, тыс.: тыс. объектов на 1 оценщика Численность населения в субъекте, чел.
01_Республика Адыгея 9 70.660 0.000 7.85111 463 088
02_Республика Башкортостан 23 1795.320 2628.730 192.35000 4 038 151
03_Республика Бурятия 19 92.055 529.807 32.72958 985 937
04_Республика Алтай 5 176.289 122.174 59.69260 220 181
05_Республика Дагестан 22 969.889 702.453 76.01555 3 110 858
06_Республика Ингушетия 5 129.807 99.324 45.82620 507 061
07_Кабардино-Балкарская Респ 9 312.948 373.353 76.25567 868 350
08_Республика Калмыкия 10 160.667 152.212 31.28790 271 135
09_Карачаево-Черкесская Респ 7 270.442 186.702 65.30629 465 528
10_Республика Карелия 10 201.284 488.342 68.96260 614 064
11_Республика Коми 22 76.089 0.000 3.45859 820 473
12_Республика Марий Эл 5 2.855 0.000 0.57100 679 417
13_Республика Мордовия 4 1.228 0.000 0.30700 790 197
14_Республика Саха (Якутия) 8 501.851 670.568 146.55238 971 996
15_Республика-Северная Осети 7 211.261 0.000 30.18014 696 837
16_Республика Татарстан 12 1708.579 0.000 142.38158 3 902 888
17_Республика Тыва 6 117.372 0.000 19.56200 327 383
18_Удмуртская Республика 19 750.306 962.200 90.13189 1 500 955
19_Республика Хакасия 13 298.293 378.910 52.09254 534 262
20_Чеченская Республика 9 518.447 0.000 57.60522 1 478 726
21_Республика Чувашия 10 493.199 764.570 125.77690 1 217 818
22_Алтайский край 40 1123.835 1505.307 65.72855 2 317 153
23_Краснодарский край 31 2655.029 2979.883 181.77135 5 675 462
24_Красноярский край 18 967.000 0.000 53.72222 2 866 255
25_Приморский край 26 758.122 1346.802 80.95862 1 895 868
26_Ставропольский край 25 1216.828 1789.668 120.25984 2 803 573
27_Хабаровский край 21 121.533 848.680 46.20062 1 315 643
28_Амурская область 14 420.469 0.000 30.03350 790 044
29_Архангельская область 21 393.673 0.000 18.74633 1 136 535
30_Астраханская область 11 411.746 644.061 95.98245 1 005 782
31_Белгородская область 14 936.791 1172.689 150.67714 1 549 151
32_Брянская область 12 1597.763 0.000 133.14692 1 192 491
33_Владимирская область 20 887.935 1203.962 104.59485 1 358 416
34_Волгоградская область 48 914.304 1891.924 58.46308 2 491 036
35_Вологодская область 6 742.915 917.914 276.80483 1 160 445
36_Воронежская область 12 1176.958 1899.106 256.33867 2 324 205
37_Ивановская область 10 498.281 0.000 49.82810 997 135
38_Иркутская область 17 792.272 0.000 46.60424 2 391 193
39 Калининградская область 18 393.997 707.789 61.21033 1 012 512
40_Калужская область 4 763.880 892.059 413.98475 1 002 575
41_Камчатский край 6 53.302 223.451 46.12550 313 016
42_Кемеровская область 38 1064.266 2905.001 104.45439 2 657 854
43_Кировская область 38 768.791 990.482 46.29666 1 262 402
44_Костромская область 10 386.891 549.425 93.63160 633 385
45_Курганская область 19 0.000 755.364 39.75600 827 166
46_Курская область 17 611.286 855.040 86.25447 1 104 008
47_Ленинградская область 17 1314.215 0.000 77.30676 1 875 872
48_Липецкая область 14 76.674 0.000 5.47671 1 139 371
49_Магаданская область 5 57.743 128.069 37.16240 140 149
50_Московская область 41 3870.288 8376.733 298.70783 7 690 863
51_Мурманская область 8 82.907 0.000 10.36338 741 404
52_Нижегородская область 12 1647.461 2433.845 340.10883 3 202 946
53_Новгородская область 10 488.098 0.000 48.80980 596 508
54_Новосибирская область 19 285.048 0.000 15.00253 2 798 170
55_Омская область 11 834.876 0.000 75.89782 1 926 665
56_Оренбургская область 25 853.893 1182.792 81.46740 1 956 835
57_Орловская область 18 448.343 548.970 55.40628 733 498
58_Пензенская область 19 541.815 977.282 79.95247 1 305 563
59_Пермский край 30 1008.705 2143.308 105.06710 2 599 260
60_ Псковская область 26 498.439 505.764 38.62319 626 115
61_Ростовская область 15 0.000 0.000 0.00000 4 197 821
62_Рязанская область 35 686.185 927.913 46.11709 1 108 847
63_Самарская область 23 1365.659 0.000 59.37648 3 179 532
64_Саратовская область 18 883.700 2050.051 162.98617 2 421 895
65_Сахалинская область 4 153.478 337.246 122.68100 488 257
66_Свердловская область 46 1333.945 3222.513 99.05343 4 310 681
67_Смоленская область 13 468.512 558.019 78.96392 934 889
68_Тамбовская область 17 635.506 721.121 79.80159 1 006 748
69_Тверская область 24 269.055 0.000 11.21063 1 260 379
70_Томская область 12 441.421 736.900 98.19342 1 079 271
71_Тульская область 45 894.844 1396.257 50.91336 1 466 127
72_Тюменская область 24 627.273 1200.000 76.13638 3 756 536
73_Ульяновская область 14 407.780 0.000 29.12714 1 229 824
74_Челябинская область 10 1169.664 2673.322 384.29860 3 466 369
75_Забайкальский край 26 7.399 0.000 0.28458 1 059 700
76_Ярославская область 9 693.623 954.242 183.09611 1 253 389
77_Москва 47 347.975 6526.878 146.27347 12 678 079
79_Еврейская автономная область 4 85.374 119.845 51.30475 158 305
83_Ненецкий АО 7 35.470 38.711 10.59729 44 111
86_Ханты-Мансийский АО 19 408.632 1187.224 83.99242 1 674 676
87_Чукотский АО 4 12.187 63.573 18.94000 50 288
89_Ямало-Ненецкий АО 8 186.807 408.314 74.39013 544 444
91_Республика Крым 11 0.000 2361.798 214.70891 1 912 622
92_Севастополь 6 48.935 203.026 41.99350 449 138

[1] По некоторым субъектам добавлены количественные сведения о планируемой ГКО в 2021 году